GALERIE.RU - GEMÄLDE GALERIE / ГАЛЕРЕЯ ЖИВОПИСИ / PAINTING GALLERY

Galerie > ALTE MEISTER > C > Carpaccio, Vittore

Vittore Carpaccio
Vittore Carpaccio (* um 1455 wahrscheinlich in Venedig; † 1526 in Capodistria) war ein italienischer Maler der venezianischen Schule.

Er wurde als Sohn eines Pelzhändlers geboren. Sein erstes bekanntes Bild dürfte etwa um das Jahr 1480 entstanden sein.

Er scheint ein Schüler Vivarinis und Gentile Bellinis gewesen zu sein, wenigstens zeigt er sich von diesen beeinflusst. Eine Ausnahme unter den ältern Venezianern, verstand er das erzählende Moment in der Malerei zur Geltung zu bringen (neun Bilder aus dem Leben der heiligen Ursula in den Gallerie dell'Accademia zu Venedig; Geschichten des heiligen Georg und des Heiligen Hieronymus in der Scuola di San Giorgio degli Schiavoni in Venedig. Dabei sind seine Bewegungen mannigfaltig, seine Farbe kräftig, besonders reich in den roten Tönen, wenn auch nicht ohne eine gewisse Härte, und namentlich seine gespickte Darstellung architektonischer und landschaftlicher Hintergründe fesselt den Beschauer. Carpaccio war vor allem ein Meister der Erzählung. Seine Bilder sollen die Begebenheiten aus den Heiligenlegenden dem Betrachter lebhaft vor Augen führen, wobei der Maler in einer äußerst phantasievollen Weise seine Szenerien erfindet und diese mit den verschiedensten exotischen Figuren und Architekturen ausschmückt. Einen wichtigen Teil nehmen dabei vor allem orientalisch gekleidete Figuren und orientalisierende Architekturen ein.

Außer den oben erwähnten Bildern sind noch zu nennen: das Hauptaltargemälde in San Vitale (1514), das Mahl von Emmaus in San Salvatore, die Krönung der Jungfrau Maria in San Giovanni e Paolo, alle drei in Venedig, ein Genrebild im Museo Correr daselbst, dann Bilder in Berlin, Dresden, Paris, Mailand, Ferrara Stuttgart u. a.

Nach ihm wurde das Carpaccio benannt.
Витторе Карпаччо
Витторе Карпаччо (ок. 1455 или 1465, Венеция, — ок. 1526, возможно Каподистрия, ныне Копер, Словения), итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель венецианской школы.

Венеция всегда была самой независимой из всех итальянских городов. Её исключительное географическое положение — на островах, в точке пересечения многих караванных путей — определило и своеобразие исторического развития города, и особенное политическое устройство, и экономическую свободу. Здесь сошлись традиции восточнохристианской духовности, изощрённой умозрительности ислама и языческого жизнелюбия античности.

Венецианская живопись сосредоточила в себе все особенности жизненного уклада города. В мировом искусстве она стала синонимом колористических исканий. Но для венецианца живопись в первую очередь служила прославлению родного города, воспеванию его красоты. В XVI веке поэт сказал: «Поистине этот город — сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают… Не подобен ли он созданию кисти?». Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. На их картинах возникает Венеция, её архитектура, её жители… У Джованни, младшего в семье, появляется впервые та золотистая светоносность красок, которая стала главным признаком венецианского колорита. Но творчество Витторе Карпаччо связано, в первую очередь, с именем старшего брата — Джентиле, автора специфических жанровых картин.

Витторе Карпаччо родился, как предполагают, в Истрии, но точные место и дата его рождения неизвестны. Сначала он работает в манере Виварини, но, став учеником Беллини, быстро усваивает и развивает его стиль.

Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орcола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Согласно легенде, Урсула была дочерью бретанского короля Маура, славилась красотой и умом. Английский король просил её руки для своего сына, однако отец Урсулы, христианин, не хотел отдавать свою дочь за язычника. Но сама Урсула убедила отца принять предложение, предвидя обращение своего жениха в христианство. Так и случилось. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру.

Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Действие персонажей он переносит в Венецию. Мы видим море, освещённое золотисто-зеленоватым цветом, столь характерным для Венеции, многочисленные гондолы, барки, лодки. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. Среди них возвышаются красивые венецианские палаццо или церкви, всем своим обликом напоминающие реальные постройки. Набережные и площади заполнены пёстрой толпой, в которой даже не всегда можно выделить главных героев повествования. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней. Всё его занимает: и многообразная жизнь города, и детали архитектурного убранства, и одежды. А то, вдруг, его глаз останавливается на странной фигуре, безобразно одетой, одинокой — это старуха нищенка, всеми брошенное несчастное существо. Но художник уже движется дальше, уводя наш взгляд в глубину пейзажа, подёрнутого голубоватой дымкой. Поражают и наблюдательность, и фантазия, и мастерство художника во владении кистью. Отметим, что эти огромные картины — один из первых опытов Карпаччо в технике масляной живописи, до этого он писал темперой.

В 1502—1507 годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Со свойственной ему естественностью и непринуждённостью Карпаччо ведёт свой рассказ, средствами живописи достигая совершенно особого впечатления жизненности. В этом смысле замечательна картина «Св. Иероним в келье». На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. Вдоль стен на полках стоят книги и различные атрибуты научных занятий, переданные художником с необычайной достоверностью и пластической осязаемостью. В глубине, рядом с дверью, ведущей в небольшую комнату, ниша с алтарём, на котором статуя благословляющего Христа и митра с посохом, символизирующими епископский сан. Очень натурально передано движение блаженного, который писал, но остановился и смотрит в окно. Особенно удалось художнику его, выражающие высокие мысли, лицо. Слева от Иеронима сидит небольшая собачка, словно ожидающая внимания со стороны хозяина. Это ещё одна характерная для Карпаччо деталь — дань того интереса к жизни, которым был беспредельно захвачен художник.

Глядя на «Св. Иеронима» Карпаччо, невольно вспоминаешь картину на тот же сюжет Антонелло да Мессины, написанную на пятьдесят лет раньше. У Антонелло множество тех же деталей, вышедших из-под его виртуозной кисти, — недаром он тоже венецианец. Преемственность между мастерами очевидна.

У Карпаччо есть картина, в которой его интерес к бытовому жанру воплотился в полной мере. Это «Две венецианки» (Венеция, музей «Коррер»). Застылость поз и выражений лиц компенсируется здесь почти этнографической точностью в изображении одежд, особенностей быта, окружающей обстановки.

Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение — «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Герой представлен в окружении природы на фоне замка. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Кажется, что они принадлежат кисти нидерландского живописца — столь трепетно и с такой точностью воспроизведена каждая деталь изображения. И всё же для Карпаччо мир природы не открывал особых глубин; природу он наделял в первую очередь символическим и даже геральдическим смыслом. Гораздо больше его привлекала городская жизнь и место человека в ней — по современным понятиям, художник был урбанистом.

К середине 1510-х годов мастерская Карпаччо разрослась и стала производить довольно большое количество произведений. Но чувствуется явный упадок творческих сил. Карпаччо продолжает работать в старой манере, которая к тому времени начинает уже восприниматься как анахронизм. Ведь уже совершенно в ином стиле пишут свои картины венецианцы Джорджоне и Тициан. Всё это, видимо, осознавал и сам мастер. Картины, написанные после 1519 года, не сохранились.

Несмотря на то, что Карпаччо работал и в начале XVI столетия, в историю искусства он вошёл как яркий представитель зрелого «кватроченто», великолепный живописец, певец Венеции.

В его честь названо блюдо, изобретённое в 1961 году в Венеции.
Vittore Carpaccio
Vittore Carpaccio (c. 1460 – 1525/1526) was an Italian painter of the Venetian school, who studied under Gentile Bellini. He is best known for a cycle of nine paintings, The Legend of Saint Ursula. His style was rather conservative, showing little influence from the Humanist trends that transformed Italian Renaissance painting during his lifetime. He was influenced by the style of Antonello da Messina and Early Netherlandish art. For this reason, and also because so much of his best work remains in Venice, his art has been rather neglected by comparison with other Venetian contemporaries. His large scenes of Venetian city life give some of the best impressions of the city at the height of its power and wealth, and a strong sense of the civic pride of its citizens. In other paintings he shows a sense of fantasy that seems to look back to medieval romance, rather than sharing in the pastoral vision of the next generation.

Carpaccio was born in Venice, the son of Piero Scarpazza, a leather merchant. Few details of his life are known, but his principal works were executed between 1490 and 1519, ranking him among the early masters of the Venetian Renaissance. He is first mentioned in 1472 in a will of his uncle Fra Ilario. Upon entering the Humanist circles of Venice, he changed his family name to Carpaccio.

He was a pupil (not, as sometimes thought, the master) of Lazzaro Bastiani, who, like the Bellini and Vivarini, was the head of a large atelier in Venice. His first known solo works are a Salvator Mundi in the Collezione Contini Bonacossi and a Pietà now in the Palazzo Pitti. These works clearly show the influence of Antonello da Messina and Giovanni Bellini, especially in the use of light and colors, as well as the influence of the schools of Ferrara and Forlì.

In 1490 he began the famous Legend of St. Ursula, for the Venetian Scuola dedicated to that saint. The subject of the works, which are now in the Gallerie dell'Accademia, was drawn from the Golden Legend of Jacopo da Varagine. In 1491 he completed the Glory of St. Ursula altarpiece. Many of his major works were large scale detatchable wall-paintings for the halls of Venetian scuole, which were charitable and social confraternities of the wealthier Venetian classes.

Three years later Carpaccio took part in the decoration of the Scuola di San Giovanni Evangelista, painting one of his best know works, the Miracle of the Relic of the Cross at the Ponte di Rialto. In 1501-1507 he worked in the Doge's Palace, together with Giovanni Bellini, in decorating of the Hall of the Great Council. Like many other major works, the cycle was entirely lost in the disastrous fire of 1577.

In 1502-1507 Carpaccio executed another notable series of panels for the Scuola di San Giorgio degli Schiavoni.[1] Unlike the narrative sequence of the St. Ursula series, each concentrates on a single episode in the lives of the three Dalmatian Saints, St. Jerome, St. George and St. Trifon. Within the structural simplicity of each scene an aura of fantasy is created, enhanced by a perfectionist rendering of realistic details.

Dating from 1504-1508 is the cycle of Life of the Virgin for Santa Maria degli Albanesi, largely executed by assistants, and now divided between the Accademia Carrara of Bergamo, the Pinacoteca di Brera in Milan and the Ca' d'Oro of Venice.

In later years Carpaccio appears to have been influenced by Cima da Conegliano, as evidenced in the Death of the Virgin from 1508, at Ferrara. In 1510 Carpaccio executed the panels of Lamentation on the Dead Christ and The Meditation on the Passion, where the sense of bitter sorrow found in such works by Mantegna is backed by extensive use of allegoric symbolism. Of the same year is a Knight, now in the Thyssen-Bornemisza Collection of Madrid.

Between 1511 and 1520 he finished five panels on the Life of St. Stephen for the Scuola di Santo Stefano. Carpaccio's late works were mostly done in the Venetian mainland territories, and in collaboration with his sons Benedetto and Piero. One of his pupils was Marco Marziale.
Titel  +   -     Dateiname  +   -     Datum  +   -     Position  +   - 
1880003a.jpg
Salvator Mundi3879 x angesehenEntstehungsjahr: um 1510
Maße: 58 × 46,5 cm
Technik: Öl auf Holz
Aufbewahrungsort: New Orleans (Louisiana)
Sammlung: Isaac Delgado Museum of Art
Epoche: Renaissance
Land: Italien
1880015a.jpg
Begegnung der Pilger mit dem Papst3904 x angesehenLangtitel: Gemäldezyklus zur Legende der Hl. Ursula, Szene: Begegnung der Pilger mit dem Papst
Entstehungsjahr: um 1493
Maße: 281 × 307 cm
Technik: Öl auf Leinwand
Aufbewahrungsort: Venedig
Sammlung: Galleria dell' Academia
Epoche: Renaissance
Land: Italien
1880016a.jpg
Der Traum der Heiligen3861 x angesehenLangtitel: Gemäldezyklus zur Legende der Hl. Ursula, Szene: Der Traum der Heiligen
Entstehungsjahr: 1495
Maße: 274 × 267 cm
Technik: Öl auf Leinwand
Aufbewahrungsort: Venedig
Sammlung: Galleria dell' Academia
Epoche: Renaissance
Land: Italien
1880018a.jpg
Legende der Hl. Ursula: Apotheose der Hl. Ursula3607 x angesehenLangtitel: Gemäldezyklus zur Legende der Hl. Ursula, Szene: Apotheose der Hl. Ursula
Entstehungsjahr: 1491
Maße: 481 × 336 cm
Technik: Öl auf Leinwand
Aufbewahrungsort: Venedig
Sammlung: Galleria dell' Academia
Epoche: Renaissance
Land: Italien
1880019a.jpg
Das Wunder der Reliquie vom Heiligen Kreuz3090 x angesehenEntstehungsjahr: 1494
Maße: 365 × 389 cm
Technik: Öl auf Leinwand
Aufbewahrungsort: Venedig
Sammlung: Galleria dell' Academia
Epoche: Renaissance
Land: Italien
1880041a.jpg
Meditation über die Passion Christi3968 x angesehenEntstehungsjahr: um 1510
Maße: 70,5 × 86,7 cm
Technik: Tempera auf Holz
Aufbewahrungsort: New York
Sammlung: Metropolitan Museum of Art
Epoche: Renaissance
Land: Italien
1880047a.jpg
Porträt eines Ritters3709 x angesehenEntstehungsjahr: 1510
Maße: 218 × 152
Technik: Öl auf Leinwand
Aufbewahrungsort: Madrid
Sammlung: Sammlung Thyssen-Bornemisza
Epoche: Renaissance
Land: Italien
1880055b.jpg
Kreuzigung der Zehntausend auf dem Berg Ararat3335 x angesehenEntstehungsjahr: 1515
Maße: 307 × 205 cm
Technik: Öl auf Leinwand
Aufbewahrungsort: Venedig
Sammlung: Galleria dell' Academia
Epoche: Renaissance
Land: Italien
76c029a.jpg
Jagd in der Lagune3706 x angesehenEntstehungsjahr: 15./16. Jh.
Maße: 76 × 65 cm
Aufbewahrungsort: Malibu (California)
Sammlung: J. Paul Getty Museum
Epoche: Renaissance
Land: Italien
76c071a.jpg
Steinigung des Hl. Stephanus3608 x angesehenEntstehungsjahr: 15./16. Jh.
Maße: 142 × 170 cm
Aufbewahrungsort: Stuttgart
Sammlung: Staatsgalerie
Epoche: Renaissance
Land: Italien
11 Dateien auf 2 Seite(n) 1